Мир человека

  Я с удовольствием посещаю меж-дисциплинарные семинары, где встречаются люди для обсуждения всего того. что есть в мире человека. Цель этих семинаров - осмысление в режиме диалога нашей реальности, нашего взгляда на мир вокруг нас. За последние 15 лет многое изменилось. Говорят о кризисе в науке, о том. что идеи религий нами оказывается не оценены. И вот уже на научный семинар приходят иногда священники. Стало модно ходить в церковь, молиться, знать евангелие и вообще быть верующим. А многие доклады на семинарах стали метафизического содержания. И присуствующие там слушают их и не замечают вопиющие противоречия с представлениями разума человека. Но новое осмысление реальности действительно необходимо. Мы, в течение десятилетий жили в Советском Союзе, жили без бога, работали вполне успешно. И вот теперь, наблюдая окружающих, невольно задаёшься вопросом - а может я отстал, что-то упустил, не познакомился с этим знанием раньше? Возникает потребность расширить свои представления о мире человека и о том, что есть реальность. Окружающую реальность мы воспринимаем разумом и чувствами, отсюда возникают разные мировоззренческие представления. И наиболее полный взгляд на мир должен включать в себя и объяснять себе обе картины мира. А этот полный взгляд на мир может выработать только разум ( чуствам объяснительность не требуется).В природе , согласно самым современным представлениям, кроме массы, излучения и так далее, существует совершенно равный им фундаментальный параметр - знание. Форма существования знания есть жизнь. Знание имеет свойство расти, накапливаться. А появление Homo supiens - человека с его разумом привело к резкому увеличению темпа роста знания. и это оказывается потому, что знание оказалось чрезвычайно востребовано человеком. Разуму человека требуется объяснительность относительно всего окружающего в том числе и о том, что есть религия и зачем . Поэтому поисками этой объяснительности мы и займёмся ниже. Этим же и только этим должна заниматься наука по определеию. Но не занимается - семинары часто превращаются в клубы общения Люди на эти "семинары" идут за удовлетворением потребности общения по интересам, а не за поисками объяснительности. Но,... давайте заниматься делом.

Успех в жизни человека зависит от адекватности его представлений о мире окружающих его людей. Что каждому надо в жизни? Что есть разум? Что есть религия? Как устроен мир человека? Что есть счастье и смысл жизни? Подобных вопросов много и они важны всегда. На них не может быть исчерпывающего ответа. И этим прекрасна жизнь. Но каждый человек выбирает для себя в жизни совокупность взглядов (парадигму), которыми он объясняет окружающий его мир. И это потому, что так легче жить. И находить решения в условиях неопределённости.
    Замечено, что приверженец конкретной парадигмы, как правило, не в состоянии вникнуть и критически оценить другие парадигмы (и собственную, поэтому тоже). Предложите верующему человеку, или,например либералу в политике, высказаться о границах за пределами которых его взгляды не работают. Как правило, люди этого делать не могут. Но подобное предложение в практической психологии есть тест на ограниченность мышления! Если человек не является ограниченным, то он должен признавать существование таких границ, хотя может и не знать их. Задайте себе этот вопрос и проверьте себя на ограниченность. И если вы готовы признавать существование более совершенных парадигм (и принимать их), тогда далее вам будет интересно.
    Ниже пойдёт речь о совокупности идей, обладающих в сумме целостностью и заслуживающими обсуждения. Поговорим о базовых понятиях, образующих мировоззрение людей. Попытаемся взглянуть на эти понятия с архитектурной (то есть конструктивной) точки зрения, что даёт каждая составляющая мировоззрения человеку, и что возможно отнимает.
    Начнём с определения того, что есть Homo sapiens - человек разумный. То есть с самой вершины иерархии наших представлений о мире человека. Но это уже философия. А "философствование, не вживлённое в делание, есть наркотик для интеллигенции" так хорошо сказал психолог Н. Козлов. Так в чём состоит наше делание? Что мы хотим в жизни? Очень просто - мы практики в жизни и хотим в ней много успеть сделать за время жизни. И только отсюда наша потребность в философии, дающяя нам каркас мировоззренческих представлений, на который можно опираться. Сказав так, мы определили своё место в жизни на земле, но может быть вам ничего в жизни не надо делать (то есть вам жизнь не нужна)? Такие в жизни есть, как ни странно!
    На практике мы определяем разумность как потребность понимания всего вокруг и как генеральную установку в жизни на построение желаемого будущего. Здесь имеем ввиду обычно разветвлённое совершенное планирование. Этим мы и отличаемся от животных. Отсюда следует, что шахматы есть модель нашего мира. Действительно каждый из нас львиную долю своего времени тратит на решение постоянно возникающих очень важных для нас задач. Отсюда и потребность наша в адекватной оценке реальности. Мифы нас не устраивают. И высшей ценностью в нашей иерархии является сам человек естественно. То есть всё для человека в этом мире (должно быть). К таким выводам мы приходим, если объявляем себя практиками в жизни.
    Но в жизни приходится сталкиваться со многими непонятными и таинственными явлениями и понятиями. Возникает вопрос - как вписать в реальность религии и им подобное? Как относиться к людям верующим, а их очень много в мире? Нам совершенно необходимо уметь определять, что реально существует, а что нет. Как это сделать на практике? Не очень давно появилась очень интересная книга Д. Дойч "Структура реальности". .В ней излагается представление о реальности на основе обобщения самых последних достижений науки. Прочитайте, не пожалеете. В этой книге дано в шуточной форме совершенно серьёзное определение того, что следует (разумно) принимать за реальность. Автор ссылается на своего знакомого доктора Джонсона, который на вопрос - " существует ли этот камень?" отвечает - "а вы пните его ногой, и если почувствуете отдачу - значит существует". Надо признать, что не существует более совершенного способа определить реальность. Конечно, "пнуть" можно и с помощью приборов.
    А если мы таким способом попробуем определить реальность понятий религий? Что, нам следует сказать, что бога нет? Не будем торопиться пока с ответом. Жизнь сложнее, чем нам кажется, и не будем упрощать её. Но ответ иметь мы всё равно должны. Иначе нам не на что опираться в делах реальности.
    Всё, о чём мы говорили выше, относится к рациональной составляющей мира человека. Но существует и субъективная составляющая мира человека (его субъективный мир). Каждый человек живёт не только в физическом мире и рациональном мире, но и в субъективном (иррациональном) мире. Что в нём? В нём есть моральные установки, вера, религии, эмоции, музыка, мечты, фантазии, хобби и ещё наверно многое. Это мир, в котором не работает логика. Там нельзя спросить - "почему это так?" просто по определению нельзя. Об этом все знают, но всегда забывают. И ищут бога в рациональном мире, имея, ввиду логику ("бог на небесах"). Всё, относящееся к субъективному миру, определяется мотивом поведения людей - " хочу (люблю, нравится)". В то время как мотив поведения в рациональной сфере - "надо". Так человек говорит себе, программируя себя на дела. Эта субъективная составляющая нашей жизни столь отличается от мира рационального, что нам,с одной стороны, ничего не остаётся, как признать отсутствие иррационального субъективного в рациональном мире, с другой стороны мы не можем отрицать факта существования субъективного мира. И если мы говорим, что иррациональный мир не существует, то мы будем правы, но только по отношению к миру рациональному. Давайте не стесняться говорить - в рациональном мире чудес иррационального мира нет, ( есть непознанное). Но это в рациональном мире, а иррациональный это просто другой мир. Не надо путать миры. Иррациональный субъективный мир это просто другое дополнительное измерение реальности, в которой мы живём. И это есть следствие субъективной природы человека, а не свойств физического мира. В физическом мире субъективного нет, а в мире человека есть и не надо опять путать миры.
    Но существует ли иррациональное субъективное с точки зрения метода доктора Джонсона? Да существует. И только в этом субъективном мире. Проверка реальности существования субъективного по методу доктора Джонсона заключается в воздействии на объект средствами этого субъективного мира. Наблюдая за действиями людей в жизни или в театре (наблюдая эмоции, веру и так далее) вы возбуждаете в себе эмоции. Обращение к богу на сцене театра может вызывать у вас ощущение общения с ним. То есть мы можем ощущать ответную реакцию! В этом и заключается доказательство наличия субъективной реальности. Никакого отношения к рациональной реальности (физической) субъективная реальность не имеет!? Это практически почти всегда так. А в чём же исключения? И как вообще связаны эти две реальности мира человека? Каковы их свойства взаимные? Мы это спрашиваем из рациональной области. Но говорить о мире субъективного рациональным языком наверно невозможно достоверно.
    Пока мы пришли к тому, что есть две как бы ортогональные координаты мира человека. Ортогональность здесь есть следствие взаимной несовместимости свойств. Результат любой "работы" вдоль одной оси, не даёт вклада для другой оси (но, не все так просто). Если воспользоваться аналогией и представить рациональную координату мира человека как ось вещественных чисел, то иррациональную субъективную ось следует по аналогии считать осью как бы мнимых чисел. Получается, как и в математике, что с одной стороны мнимая ось это воображаемая, а не существующая, а с другой стороны эта ось имеет "физический смысл" наличия эмоций или точнее смысл виртуальной реальности. Слово "виртуальный" означает, что этой реальности нет по отношению к физическому миру, а слово "реальность" означает физическое существование эмоций, веры и так далее. Подобную виртуальную реальность создают, например, компьютерные системы моделирования полёта самолёта для лётчика на земле. Все ощущения полёта есть, а самого полёта нет. В математике физический смысл "корня из минус единицы" мнимой оси есть оператор вращения.
    Мы пришли к пониманию того, что мир человека является комплексной плоскостью. И не следует категорически его считать просто суммой мира рационального и субъективного. А тем более нельзя "забывать" об одном из миров, пытаясь жить, например, только в мире иррациональном. Этим очень часто грешат люди гуманитарных специальностей. Поведение людей определяется всегда проекцией их состояния на обе оси.
    Представляет интерес наблюдение из рациональной сферы поведения людей находящихся в данный момент в субъективной сфере. Если мы обнаруживаем вдруг возникшее неадекватное поведение человека в жизни, то это может означать, что он влюбился. Влюблённость пройдёт, и адекватность поведения вернётся. Если человек наслаждается музыкой, живописью, или своим состоянием в процессе выпивки, то он в данный момент находится вблизи оси иррациональности. Это означает, что он практически полностью отключён от рациональной реальности, и критически её воспринимать не может. И это нормально, ибо в противном случае (при попытке анализа, например музыки при её прослушивании) сразу исчезает её цельное восприятие, то есть исчезают эмоции, ради которых человек слушает музыку. И этот эффект относится не только к музыке, а ко всему в иррациональном мире. То есть надо или отдаться чувствам, или уйти от иррациональной оси. Приход на иррациональную ось всегда обусловлен мотивом "хочу", нахождение там всегда приятно и поэтому довольно часто возникает наркотическая зависимость поведения человека в зависимости от испытанных эмоций. И это во всём, а не только по отношению к выпивке. Массовый характер такой наркотической зависимости демонстрируют религиозно верующие люди (но не все).
    . Трудно из рационального мира оценивать всю картину мира человека, но из иррационального восприятия оценить мир человека просто невозможно. Отсюда и вытекает оценка мира человека, даваемых религиями и разными учениями, как мифическая. Она создана в области эмоций, мечтаний, снов, трудно осознаваемых порывов человека и всегда направлена на дальнейшее именно наркотическое погружение человека в только субъективный мир. Этот мир построенный религиями существует только в иррациональной области (мира человека), то есть в мире веры. А вне его существует рациональный физический мир. Существует прекрасное и в рациональном мире. И именно этого мира лишает религия человека, завуалировано требуя от него, отказаться от своего будущего в реальной жизни на земле.
    Внимательный наблюдатель из рационального мира заметит сложную связь реальных результатов дел рациональных и физического и психологического состояния человека. Известно, что достижение цели вызывает состояние удовлетворения у человека, (удовлетворение есть эмоция и принадлежит субъективному миру). Достижение сложной и важной цели вызывает очень сильные эмоции удовлетворения. Известно, что нет более сильных эмоций, чем вызванных решением сложной интеллектуальной задачи. Такова связь рациональной оси и иррациональной. Но всем известно и обратное влияние на успех рациональных дел настроения человека, его веры в успех в спорте на войне и так далее. То есть успех в рациональной сфере создаёт эмоции и настроения для ещё большего успеха в рациональной области дел. Налицо положительная очень полезная обратная связь, питающая человека и в иррациональной сфере.
    Из сказанного следует, что в каждый момент времени есть у человека составляющая, как по рациональной оси, так и по субъективной оси эмоций, настроения и так далее. Интересно, что деятельность человека в рациональной сфере самодостаточна не только в смысле материальных результатов, а и духовных (по субъективной оси). Термин духовность надо понимать в широком смысле слова. Дух это идея. Значит духовность это жизнь в мире идей. И в первую очередь в мире идей творчества в рациональной сфере. Именно это творчество даёт вам эмоции удовлетворения по иррациональной оси и одновременно даёт вам материальные результаты и увеличивает объём знания в природе.
    Очень важно, что каждый человек, имея потребность в удовлетворении от получения эмоций, в данном случае получает это удовлетворение в естественном виде сопутствующего эффекта от деятельности в рациональной сфере. То есть человек не идёт непосредственно в мир эмоций за ними. Тем самым устраняется опасность наркотического привыкания что важно.
    Результаты работы человека в рациональной области гораздо более весомые, чем может показаться. Непрерывная постановка людьми себе целей и стремление к их достижению имеет гораздо больший смысл.
   
Это понятие "смысл" принадлежит субъективной сущности человека. В природе смыслов нет. Если вы не согласны с этим, то попробуйте применить к понятию "смысл" принцип Джонсона. Придумайте чем в природе можно "пнуть" то, что, по-вашему, доказывает наличие смысла. Не существует смысла в эволюции, не существует смысла в истории. Хотя нам хочется верить, что смысл есть и в нашей жизни тоже. Для нас это важно! Смысл всегда привносится в дела субъективной сущностью человека, (понимая это мы делаем поправку на собственную субъективность!)
Действительно, вся наша жизнь есть стремление к достижению целей и у нас в жизни есть только один выбор - выбор целей! Почему? Всё дело в субъективной природе человека. Достижение цели приводит всегда к состоянию удовлетворения. И если, как экспериментально мы наблюдаем, человек непрерывно ставит цели, значит, целью своей жизни по факту он ставит достижение состояния удовлетворения. И, при этом человек, оказывается собой доволен. Это и есть доказательство самодостаточности рациональной деятельности.
    То есть цель и смысл жизни есть достижение состояния удовлетворения. Мало того, существует определение того, что есть счастье - "счастье - это состояние стремления к достижению цели". С этим трудно спорить. Попробуйте лишить себя мысленно возможности стремиться к достижению цели. То есть мы выявили ещё одну очень важную связь рационального с субъективным.
    Человек это всегда органичное объединение рационального с субъективным. Мотив действий рациональных - "надо", субъективных - "хочу, люблю, нравится". Не раз бывало - "с понедельника начну делать зарядку"( надо), но приходит понедельник и ,... " не хочу" (хочу другого). И обида на себя. Не надо на себя обижаться, не надо себя заставлять. А как надо? А надо настроить себя предвкушать удовольствие от состояния после хорошей разминки и душа после этого. Если удалось, то и прекрасно! А если нет, сразу забудьте это, переключившись на новое дело. Сделав его, вы получите удовлетворение, и настроение поднимется. Этот приём - "настойка на удовлетворение от результата будущего" очень помогает. У вас очень мало времени и множество мелочей месяцами не выполняются. Как быть? Есть золотое правило, как много успевать - напишите на бумаге ваши дела, выделите самое важное и делайте его до тех пор, пока оно не кончится. Менее важное дело поручите кому-нибудь. А третьестепенные дела не делайте вообще! Работает! Но наша ситуация как раз в том, что мелочи надо делать. Решение состоит в том, чтобы собрать мелочи в пакет и его объявить самым важным делом. Через час вы выполните весь пакет, забота многомесячная уйдёт.

    При общении с собой надо быть гибким и изобретательным! (и не только с собой) Учитывайте свою субъективность и считайтесь с ней. Но есть пределы уступок, проходя которые вы можете пожалеть об этом. Речь идёт о религилзной вере и верующих, в ряды которых можете попасть и вы. Есть очень хорошая фраза - осторожно религия! А так ли это? Хорошая привычка сомневаться. Это свойство разума. Может вы уже верующий. А если так, то парадигма ваша для объяснения мира дана вам богом и вы не в состоянии выйти за её пределы и оценить другие парадигмы и возможно принять их. На практике всегда так - почему? А потому, что все мы и компьютеры тоже живём в сложной реальности и подвергаемся воздействию вирусов в прямом и переносном смысле. А как действует совершенный вирус? Попадая в организм, он в первую очередь должен отключить систему иммунитета. В нашем случае разум - критическое взвешенное мышление. Иначе вирусу не выжить! Так действует и церковь любая (церковь есть ненужный посредник между вами и богом. У неё, как и у вируса, просто нет других вариантов, чтобы выжить. Так что если вы уже верующий, то у вас скорее всего должен быть отключён разум и именно поэтому вы не можете понять и принять другие парадигмы. Впрочем, если вы дочитали до этого места, то вы точно не верующий. Верующему человеку не нужны аргументы, он их избегает и всюду ищет только подтверждения своих взглядов (и "находит"!?) Религия есть наркотик духовный, но не сильно ли сказано. А может мы не правы?. Разумно сомнение.
    Существует потребность, не торопясь, взвешенно, с сомнениями и проверяя себя разобраться во всём этом. Мы строим объяснительную теорию относительно окружающего нас мира. Эта теория предположительно наш инструмент, на который мы должны опираться в нашей практической деятельности на земле. То есть это наша система координат и ошибиться мы не должны. Тогда разумно посмотреть, а до нас такие попытки делались? Да. И много. Есть прекрасная книга Н. Козлова "Философские сказки" и в ней есть большая глава "Сказки о религии". Если вы не знакомы с этой книгой, прочтите обязательно и не только эту главу - не пожалеете. Анализ там столь неторопливый объективный и взвешенный (с чтением и размышлением о евангелие), что добавить почти нечего. А вывод следует из названия главы. Есть и ещё прекрасная книга историка и социолога Дианы Айслер "Чаша и клинок". Обе книги мировоззренческие. Прочтите.
    Но давайте сформулируем для себя краткое резюме - а почему мы против религии? Главное в том, что у нас прямо противоположные с церковью ценности, У нас высшей ценностью есть человек (и всё для него), у церкви высшая ценность бог (и человек получается для бога??). Если принять ценности церкви то человек должен отказаться от себя, от разума, от самодостаточности, от всего, что человек считает необходимым сделать на земле для себя и близких. То есть человек должен отказаться от жизни на земле! И добровольно!?? Мне как-то удалось услышать высказывание сильно продвинутого в вере человека - "жизнь на земле это так, мелочь, недоразумение, быто-устройство!". Откровеннее не выскажешься!
    Но давайте попытаемся понять, а почему тогда так много верующих, и среди них есть даже учёные? Что привлекает людей в религии? Почему они идут туда. Что они получают от религии? Вспомним, однако, что религия первая в истории дала человеку объяснительную картину мира. А человек в этом всегда остро нуждался. Поэтому религия распространилась повсеместно. Религия была идеологией, объединяющей людей и, только общества с идеологией выжили, другие общества погибли. Но это заслуги религии в прошлом. Сейчас религии распространены широко по причине исторически наследственной (родители передают потомству веру), по причине рекламы, и из за, в среднем очень невысокого среднего уровня образованности населения. Распространённость религии поддерживается кастой правителей каждого государства потому, что они только так могут управлять людьми. И, наконец, потому, что действует положительная обратная связь на разум.(разум догмы церкви отключают в первую очередь) Попав в число верующих практически невозможно оттуда выбраться. И есть мудрость древних - "всякое занятие затягивает".
    Перечисленных причин уже достаточно, чтобы объяснить распространенность религии. Но мы не упомянули об одной самой наверно главной. О вере. Что есть вера? Как правило, при слове "вера" мы понимаем, что речь идёт о религиозной вере. Почему? Ведь слово "вера" имеет гораздо более широкое значение. Физическое состояние веры человека это просто особое психологическое состояние, при котором человек ощущает себя "сильным" , уравновешенным, обретшим цель, как правило удовлетворившим свою потребность в единомышленниках (единоверцах). В состоянии веры человеку хорошо, в безверии плохо. Человек ищет свою веру, то есть то, во что надо верить. Можно утверждать, что у каждого человека есть потребность в вере. Человек не может быть счастлив без состояния веры (а значит и своей цели).
    Примеры людей в состоянии веры вокруг нас многочисленны. Спортсмены и солдаты верят в победу. Если нет, то победа не достигается ими. Мать верит в ребёнка. Бандит верит в удачу. И даже учёные, писатели художники, то есть люди творческого труда практически всегда верующие. Их вера в разум человека в силу этого разума. Эта вера есть всегда, но, как правило, не осознаётся ими в полноё мере. Эта такая же субъективная вера как вера в бога. Но именно она даёт им силы "делать чудеса" в церковной интерпретации. И только благодаря этой своей вере они добиваются больших успехов в жизни.
    Тогда почему при слове "вера" вы подумали о религии? Верить, кроме религии есть во что. Выбор большой. Но, по большому счёту, главная, альтернативная религии вера есть вера в силу разума человека. Только она даёт знания человеку и способность применять ум для достижения своих целей. А знания вытесняют таинственность, то есть церковь. Хотя потребность в таинствах тоже есть у людей, и занимает своё достойное место. Это место - есть хобби. Человек говорит - а я хочу! И он имеет право на это! А имея ещё разум человек отводит этому хобби соответствующее небольшое место в жизни. Не позволяет этому хобби завладеть собой и подчинить себя ему. Но может быть, мы всё-таки ошибаемся в отношении религии и просто не можем выбраться из своей парадигмы, то есть- демонстрируем ограниченность мышления? И всё-таки нет, не ошибаемся! Наше занятие естествознанием как метод диалога человека с природой обладает уникальным качеством - продуктивностью в смысле роста знания. Ни один другой метод общения с природой не обладает продуктивностью с точки зрения роста знания в природе.(метафизический например) Всегда церковь предлагала метафизические теории объяснения природы. И результат многовековой конкуренции церкви и науки есть полное поражение церкви - она умирает ( пользуясь при этом интернетом). И это происходит потому, что продукция естествознания востребована людьми, которым в жизни много надо успеть сделать. Роль людей здесь есть фильтр, пропускающий только то, что нужно практике жизни людей.. Действительно, каждый из нас автоматически отмечает и запоминает, всё ценное. интересное вокруг. Хорошая шутка, анекдот или объяснительная теория сразу запоминаются. И вы делитесь этим с другими. Так лавинообразно распространяются и отбираются ценные объяснительные теории. И именно из за этого механизма работы , суть которого в конкуренции, метафизические утверждения церкви не принимаются разумом. Но могут приниматься чувствами.
   Но эти, столь разные миры разума и чувств мы почему то постоянно смешиваем в единую реальность ( не комплексную) Отсюда и наши мнимые сложности понимания природы и мира. Если многие живут преимущественно в мире чувств, то и хорошо, и не надо забывать только, что существует и разум. Но если вы относитесь к этим людям, и приходите на научный семинар , то отключитесь от субъективной реальности. Иначе к вам придётся обращаться перефразируя Жванецкого. А он недавно сказал, обращаясь к олигархам и иже с ними -"ребята, если вы воруете, то не делайте хотя бы вид, что вы зарабатываете". Так что, если вы пришли на научный семинар, то не делайте хотя бы вид, что реальностью является то, что говорит религия. У вас же есть разум, и вы не можете не понимать, что реальность религий виртуальная.

     На главную страницу

   

Жду ваших мнений

наверх